Вместе с первым альбомом классиков new age "Enigma" мы продолжаем наш разговор о загадочном и неведомом, начатом еще в статье об альбоме "Oxygene" Жан-Мишеля Жара (Jean Michel Jarre). Не поленитесь пробежаться по ней глазами, чтобы просто быть в курсе того, что в стремлении к созданию музыки, не связанной с повседневной реальностью, отцы-основатели "Enigma" Мишель Кретю, Дэвид Фэйрштейн и Франк Петерсон (Michael Cretu, David Fairstein and Frank Peterson) были отнюдь не пионерами, но новаторские идеи в сплаве со своеобразием аранжировки и вокальными решениями сделали свое дело: один разговор, когда электронная музыка не имеет четко выраженной роли партии ударных, пусть и синтезированных, вокал отсутствует и слушателю предоставляется право самому додумывать, что же подразумевал автор, и совсем другое, когда медленные фокстроты исполняются в форме осовремененного и иногда чуть прифанкованного церковного песнопения со вкраплениями женского шепчущего голоса, а тематика песен, хотя и весьма отвлеченная, но тоже вполне приемлема именно в сплаве с подобным исполнением.
Не стоит также забывать, и наш портал, по счастью, поддерживает это направление, что альбомы в то не столь далекое время писали не как набор песен, а как вполне цельное произведение, у которого каждая композиция играла свою, особенную роль в восприятии альбома в целом, и от этого канонического принципа "Enigma" не отошла. Альбом "MCMXC a.D." это, конечно, не одна большая композиция без прерывания музыки, которой славен, например, коллектив "Gregorian" – еще одно детище участника и композитора золотого состава "Enigma" Франка Петерсона (Frank Peterson) (см. статью об альбоме "Masters Of Chant" на нашем портале), но и этот альбом сделан более чем цельно и собранно, что вообще свойственно всякому масштабному начинанию. Масштабно оно было в том смысле, что художественно был оформлен целый пласт музыкальной мысли, целое направление дальнейшего развития культуры композиции для расслабления слуха и мысли – и именно с этого смелого эксперимента (очень новаторского, не забывайте, что Европа в те годы переживала болезненный переход от диско к техно и прочим прелестям отсутствия композиторов должного таланта).
Но даже и сейчас, когда ниша музыки, по почину основателей жанра названная энигматической (enigmatic) уже обстоятельно заполнена, слушатели активно продолжают возвращаться к альбомам, с которых этот раздел музыки начинал свое существование, вылившееся в долгую и счастливую жизнь, потому что то, с чего они начинали, это не только уход от повседневности, но и надежда, что там, за гранью привычного, наверняка должно быть что-то такое, от чего человек должен стать иным, чем в реальности, более мудрым и рассудительным, добрым и сердечным, в общем, стать лучше, чем есть.
Отсюда, вероятно и пошла тесная связь с церковным исполнением старокатолического, а позже – буддистского и вообще восточного образцов, ведь в людях на уровне генетической памяти еще живы воспоминания, когда приходившие в храм верующие либо не понимали происходящего по форме (напоминаем, что в католической традиции принято богослужение на латыни, которая не была известна широким массам, что впоследствии послужило одной из причиной Реформации церкви в средние века), либо понимали гораздо выше и полнее, чем могла передать любая форма (восточные религии и буддизм в частности).
Как и у наших далеких предков в старых храмах, музыка "Enigma" словно бы предназначена для воспоминаний о том, что не могут выразить никакие слова, на что нужен совершенно особый настрой и особое понимание происходящего, к которому нельзя подходить с обычными рамками оценки музыки. По традиции оставляю читателю самостоятельно додумывать и вспоминать страницы мировой истории не только музыки и религии, но и восприятия мира и своего в нем места со скромной надеждой, что в этом увлекательном занятии вам поможет альбом "MCMXC a.D." от "Enigma". С большим интересом будем ждать ваших отзывов и рассуждений на данную тему на нашем форуме.
Ссылка для скачивания:
Этот текст доступен только для зарегистрированных пользователей.
|