Как-то давным-давно вашему покорному слуге довелось увидеть на плече одного хорошего знакомого рок-гитариста, не из последних мастеров своего дела, очень топорно сделанную наколку в виде трехмерного изображения креста с неясно прорисованной фигурой на нем и совершенно неразборчивой подписью.
"Еще в армии делал!" – похвастался он. "Это в честь "Иисус Христос – Суперзвезда". Очень уважаю эту вещь."
Зная его как великолепного мастера и большого ценителя хорошей рок-музыки, открывшего мне, в частности "Dream Theater", "Kingdom Come" и "Slade", не послушать произведение Андрю Ллойда Вебера (Andrew Lloyd Webber), известного нашему постоянному читателю по публикациям "Andrew Lloyd Webber – Cats (1983)" и "Sarah Brightman – The Very Best Of 1990-2000 (2001)", просто не смог и был очень удивлен, что его любимого хард-рока с мощным вокалом и виртуозной гитарной игрой в опере нет и в помине, а само произведение по звучанию напомнило, скорее, саундтрек к голливудским вестернам средней руки.
Спустя буквально пару месяцев я сидел и, переслушивая эти диски снова, не мог понять, почему же я считаю это роком, а спустя почти восемь лет, при написании этой статьи, уже не могу отделаться от ощущения, что эти строки пишет настоящий профан, который точно знает, что это самый настоящий рок, но даже при огромном желании не сможет объяснить, почему. В общем, рок-опера и все тут. Без объяснений.
Нет готового и ясно выраженного мнения по поводу того, почему при слове "рок" в голову приходят, в массе своей, ассоциации с хард-роком и хэви-металлом в его тяжелом для непривычного уха звучании, с характерными гитарными запилами и неимоверных размеров ударной секцией, а не, скажем, те же Битлы ("The Beatles") или Чак Бери (Chuck Berry). В замечательной и познавательной статье "The Sex Pistols - Never Mind The Bollocks (1977)" вы можете прочитать про эволюцию самого понятия "рок-н-ролл", но вот про его восприятие широкими массами еще предстоит поговорить, и разговор этот вряд ли уместится даже в самую обширную статью. Попробуйте провести несложный тест и спросить у не-поклонника жанра, как он себе представляет рок-музыканта, и вам тут же расскажут о длинных волосах, разбивании о сцену гитар и прочих прелестях, прочно ассоциирующихся с рокерами 70-х – 80-х годов. Уже потом люди вспомнят сакраментальное "Элвис жив", "Рок-н-ролл мертв" и гопников с гитарами под окнами, в пьяном виде распевающих "А не спеть ли мне песню АААА любви...". В общем, каша. Нормальная такая каша не интересующегося предметом человека. Рок-н-ролл, несомненно, давно перерос большое количество границ и рамок, чтобы быть однозначным. Тем интереснее, что "настоящим роком" все чаще считают хард, далекий от своего предшественника, как "The Rolling Stones" от Димы Билана. Тем понятнее, с другой стороны, что историей нужно интересоваться.
"Jesus Christ Superstar", в этом смысле, представляет собой интереснейший проект, в котором музыка написана отнюдь не творцом рок-хитов, а исполнение одинаково неприемлемо ни для классического мюзикла, ни для рок-концерта, каким бы цельным он не казался, даже в исполнении классиков монументальных рок-полотен "Pink Floyd" или "Genesis", не говоря уже о сюжете, так фривольно трактовавшем классические библейские образы, но вот результат был изумителен – его приняли на "ура". Постановки произведения несовместных, казалось, жанров до сих пор имеют большой успех, поэтому каждый может посмотреть это вживую (ну, без Гиллана, конечно (Ian Gillan – рок-певец, солист "Deep Purple", первый исполнитель партии Иисуса Христа в мюзикле), но и так сойдет для первого раза) и самостоятельно решить для себя, рок ли это или что-то другое, да и так ли это важно при прослушивании произведения, изменившего ход музыкальной истории.
Ссылка для скачивания:
Этот текст доступен только для зарегистрированных пользователей.
|